Сообщение
Педсовет
«Современные
образовательные технологии в ДОУ как средство реализации ФГТ»
Учитель
- логопед РаткинаС.Г.
Заикание – это речевой
дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного
аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной
инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью, патологическими
родами и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без
врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не
проходит. Поэтому в работе с заикающимися детьми необходим комплексный метод
преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:
лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный.
Я использую систему
занятий, которая имеет многофункциональный характер:
- обеспечивает
коррекцию речи и личности;
- развивает чувство
темпа и ритма;
- активизирует память и
внимание;
- растормаживает
мышечный тонус;
- развивает речедвигательную координацию;
- развивает мелкую
моторику;
- формирует навыки
грамотной связной речи.
Остановлюсь на некоторых
методах своей работы. Наблюдая за ребенком во время приступа заикания можно
видеть как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы
голосообразования и дыхания.Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние
приводит к напряжению новых мышц групп (всего лица, корпуса, рук, ног.) Все это
усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемые.
Для того, чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими ,то есть
говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение. Поэтому
в своей работе я уделяю большое внимание релаксации.
Умение расслабляться помогает
одним детям снять возбуждение и напряжение, другим - сконцентрировать внимание. Установлено, что
эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и ребенок
становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением
дает возможность перейти к целенаправленному внушению, тоесть воздействовать на
их волю и сознание только словом. Я провожу сеанс внушения как особую игру
«Волшебный сон». Цель этой игры-упражнения – помочь детям избавиться от
эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в
своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования
мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.
Каждое свое занятие я
начинаю с упражнения «Волшебный сон», внушение провожу под специальную музыку в
виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям и легко
запоминаются.
Момент релаксации, во
время внушения, по заключению специалистов ,является физиологически совершенно
безопасным и не дает негативных последствий. В результате применения релаксации
у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными, что
является необходимым условием для исправления речи.
Другое важнейшее
условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и не напряженная
артикуляция. У заикающегося в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание
и четкость речи обычно нарушаются . Дыхание становится поверхностным,
аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает
на произнесение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине
слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или
на задержанном дыхании.
Поэтому при устранении
заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое
дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного
плавного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха. Правильное речевое
дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса.
Поэтому на каждом занятии я провожу игры – упражнения для постановки
правильного речевого дыхания. Это « Перекличка животных», «Жуки», «Комарики»,
«Вороны», «Гуси», «Часы», «Дровосеки». Придумываю игры и сама ,исходя из
лексических тем занятий.
Большое внимание в
своей работе с заикающимися детьми я уделяю методу синхронизации речи с
движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи
«второго артикуляционного аппарата человека» - пальцев ведущей руки. Если
исходить из гипотезы, что одной из главных причин возникновения речевых судорог
при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то
можно предположить , что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот
дефект. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль
«буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы
набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и
систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации
естественного речевого цикла.
Движения пальцев
ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок
фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного
слияния слов в синтагме, и с искажением интонации.
Эта методика позволяет
также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи.
Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова,
затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с
движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.
Одним из качеств
хорошей речи является ее ритмическая выразительность. У заикающихся детей
характеристики темпа и ритма , как правило, нарушены. Поэтому в свои занятия я
включаю работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа
речи с целью уменьшение числа и сокращение длительности речевых судорог.
Большое значение здесь имеет выполнение специальных упражнений с использованием
слухового контроля и ритмических движений – ходьба, хлопки, притоптывание. Дети
отстукивают ритмы ногами, отхлопывают руками, дирижируют. Параллельно
тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять
им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.
Вначале я провожу
тренировку послогового ритма в замедленном темпе . По мере овладения навыком
темп речи ускоряется. Дети произносят слитно звуки, слоговые
последовательности, затем слова( счет, дни недели), фразы( чистоговорки,
считалки, пословицы). На каждый шаг произносится слог, слово.
В этом учебном году
наша группа приобрела специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и
взрослых, страдающих заиканием. Называется он «Монолог». И работа с ним стала
еще одним методом моей коррекционной работы Этот аппарат объединяет в себе 4
различных аппарата: корректофон, построенный на эффекте заглушения собственной
речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала от 1 до 650 мсек;
звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в
усиленном режиме; метроном, осуществляющий ритмическую стимуляцию путем подачи в
наушники щелчков метронома в диапазоне от 30 до 120 ударов в минуту, чем
способствует формированию темпа- ритмических навыков.
Действие этих аппаратов
на заикающихся выражается в снижении
судорожных проявлений дефекта.
1. Звукоусиление собственной речи, как прием
в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. Демосфен
очень хотел стать оратором, но его речь имела целый ряд недостатков,
недопустимых для оратора: короткое речевое дыхание, слабый голос, нарушение темпо - ритмической организации
речи. В целом его речь была смазанной, сбивчивой и неблагозвучной. Тогда, чтобы
усилить голос и добиться продолжительного речевого выдоха, он стал упражняться
в произнесении речей под шум морского прибоя или высоко в горах. Чтобы иметь
возможность слушать самого себя и контролировать плавность, слитность и
выразительность речи он спускался в пещеру. Так Демосфен сумел преодолеть свои
речевые недостатки и вошел в историю как один из величайших ораторов всех
времен. А в аппарате в качестве заглушающего фона используется «Белый шум»
аккустически напоминающий шум прибоя. Механизм влияния «Белого шума» трактуется
следующим образом:
-
повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения;
-возникает
разрыв привычной слухоречевой связи;
-
зукозаглушение выполняет роль отвлечения
от речевого акта.
2.
Звукоусиление, как метод устранения заикания был предложен В.А.Раздальским еще
в 1965 году . Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости
собственной речи.
3.
Метроном, или метод ритмической
стимуляции речи известен столь же давно как и метод заглушения. Суть его
состоит в том, что заикающийся должен говорить нараспев, читать и пересказывать
текст под ритмические удары метронома, чистота ритмических ударов может
меняться от медленного темпа до более быстрого. У заикающегося появляется ритмическое дыхание и ритмическая речь. А как
только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание
проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.
4.
«Эхо» или эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи.
Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал подаваемый в микрофон,
говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «Эхо» дает задержку
речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мсек, что в свою очередь улучшает
качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны
речи, наконец, что пожалуй, является самым важным – способствует формированию
навыка речевого самоконтроля.
Заложенные
в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической
стимуляции, «Эхо» - будут не только способствовать снижению выраженности
судорожного компонента заикания, но и помогут преодолеть некоторые нарушения
звукопроизношения, недостатки темпо-ритмической и интонационно-мелодической
организации речи, как при органических так и функциональных речевых
расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат поможет овладеть навыками
голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, выразительной
речи.
Возможность
варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции,
позволяют осуществлять индивидуальный подход и индивидуальный режим для каждого
заикающегося, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных
речевых расстройств.
Литература:
В.И.Селиверстов «Психокоррекционные и
дидактические основы логопедических занятий». М.: «Владос», 1994
Л.Г.Парамонова «О
заикании: профилактика и прелдоление недуга».С – Петербург.: «Детство – Пресс»,
2007
А.В.Карпухин
«Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб.
«Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых».
М.,МГПИ, 1981
С.В.Леонова «Психолого
– педагогическая коррекция заикания у дошкольников».
М.: Издательский центр
«Владос», 2004
Л.З.Арутюнян –
Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус»
И.Г.Выгодская,
Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.:
«Просвещение», 1984
Комментариев нет:
Отправить комментарий